Раздел

  • Показать всеСкрыть все

  • View only 'Тема 1'

    Аннотация к учебному курсу
    - Показать/Скрыть

    Содержание литературного образования представлено в программе комплексно, во взаимосвязи принципов преемственности, доступности и включает произведения русского фольклора и литературы, сведения об основных периодах русского и мирового художественного процесса, биографические сведения о жизни и творчестве виднейших писателей, основные теоретико-литературные понятия.
    Литературные произведения отобраны с учетом их художественных достоинств, общечеловеческой значимости, воспитательной ценности, места в творчестве писателя и в истории литературы, актуальности для нашего времени. При этом учитывались гуманистический смысл произведения, диалектическая связь социального, конкретно-исторического и общечеловеческого в нем, художественное своеобразие, авторская позиция.
    ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ АБИТУРИЕНТОВ
    Абитуриент должен знать:
    1) тексты произведений, изучение которых предусмотрено учеб-ной программой по русской литературе для учреждений общего средне-го образования, их идейное содержание и художественные особенности;
    2) художественное, историческое и общественное значение лите-ратурного произведения в связи с общественно-политической обстанов-кой эпохи;
    3) общие закономерности историко-литературного процесса, роль автора произведения в развитии литературы;
    4) важнейшие биографические сведения о писателях;
    5) специфику литературы как искусства слова.
    Абитуриент должен уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и художественной формы.
    Абитуриент должен обладать следующими знаниями и умениями, связанными с теоретико-литературными понятиями, представленными в учебной программе по русской литературе для учреждений общего среднего образования:
    1) основные роды художественных произведений (эпос, лирика, драма) и главные их жанры;
    2) основные литературные направления — классицизм, роман-тизм, реализм, модернизм (общее понятие);
    3) тема, идея, композиция, конфликт, сюжет произведения;
    4) художественный образ, литературный тип, лирический герой;
    5) сатира, юмор, гротеск;
    6) эпитет, метафора, сравнение, антитеза, гипербола;
    7) основные стихотворные размеры (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест);
    8) силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения.

  • View only 'Тема 2'

    РАЗДЕЛ I
    - Показать/Скрыть

    1. «Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы
    2. Общая характеристика русской литературы XVIII в. М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, А. Н. Радищев
    3. Классицизм в русской литературе
    4. Д.И. Фонвизин. «Недоросль»

  • View only 'Тема 3'

    РАЗДЕЛ II
    - Показать/Скрыть

    • View only 'Тема 4'

      РАЗДЕЛ ІІІ
      - Показать/Скрыть

      • View only 'Тема 5'

        РАЗДЕЛ IV
        - Показать/Скрыть

        • View only 'Тема 6'

          РАЗДЕЛ V
          - Показать/Скрыть

          • View only 'Тема 7'

            РАЗДЕЛ VI
            - Показать/Скрыть

            • View only 'Тема 8'

              РАЗДЕЛ VII
              - Показать/Скрыть

              • View only 'Тема 9'

                Программа дисциплины в целом
                - Показать/Скрыть

                УТВЕРЖДЕНО
                       Приказ Министра образования
                       Республики Беларусь
                       от 20.12.2012 г.  № 931

                Программа вступительных испытаний
                по учебному предмету «Русская литература»
                для лиц, имеющих общее среднее образование,
                для получения высшего образования,
                2013 год

                ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 
                Содержание литературного образования представлено в программе комплексно, во взаимосвязи принципов преемственности, доступности и включает произведения русского фольклора и литературы, сведения об основных периодах русского и мирового художественного процесса, био¬графические сведения о жизни и творчестве виднейших писателей, основные теоретико-литературные понятия. 
                Литературные произведения отобраны с учетом их художественных до¬стоинств, общечеловеческой значимости, воспитательной ценности, места в творчестве писателя и в истории литературы, актуальности для нашего вре¬мени. При этом учитывались гуманистический смысл произведения, диалек¬тическая связь социального, конкретно-исторического и общечеловеческого в нем, художественное своеобразие, авторская позиция.

                ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ АБИТУРИЕНТОВ
                Абитуриент должен знать:
                1) тексты произведений, изучение которых предусмотрено учебной программой по русской литературе для учреждений общего среднего образо¬вания, их идейное содержание и художественные особенности;
                2) художественное, историческое и общественное значение литератур¬ного произведения в связи с общественно-политической обстановкой эпохи;
                3) общие закономерности историко-литературного процесса, роль автора произведения в развитии литературы;
                4) важнейшие биографические сведения о писателях;
                5) специфику литературы как искусства слова.
                Абитуриент должен уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и художественной формы.
                Абитуриент должен обладать следующими знаниями и умениями, связанными с теоретико-литературными понятиями, представленными в учебной программе по русской литературе для учреждений общего среднего образования:
                1) основные роды художественных произведений (эпос, лирика, драма) и главные их жанры;
                2) основные литературные направления — классицизм, романтизм, реализм, модернизм (общее понятие);
                3) тема, идея, композиция, конфликт, сюжет произведения;
                4) художественный образ, литературный тип, лирический герой;
                5) сатира, юмор, гротеск;
                6) эпитет, метафора, сравнение, антитеза, гипербола;
                7) основные стихотворные размеры (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест);
                8) силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения.


                CОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
                Древнерусская литература.

                Самобытный характер культуры Древней Руси. Патриотизм древне¬русской литературы.
                «Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской лите¬ратуры. Эпичность и лиризм в изображении русской земли и судеб русских людей.

                Литература ХVIII в.

                Общая характеристика русской литературы XVIII в. (М. В. Ломоносов,  Г. Р. Державин, А. Н. Радищев).
                Классицизм в русской литературе: его корни и своеобразие. Идеи гу¬манизма и Просвещения. Патриотический и просветительский пафос ли¬тературы. 
                Д. И.Фонвизин «Недоросль». Конфликт между миром невежества, ко¬рысти, деспотизма и защитниками просвещения и человеческого достоинства. 
                Литература первой половины XIX в.
                Общая характеристика литературы первой половины XIX в. Романтизм в русской литературе, его национальное своеобразие (В. А. Жуковский). 
                Становление реализма в русской и мировой литературах. Отличие реализма от классицизма и реализма. 
                А. С. Грибоедов. «Горе от ума». 
                Жизнь и творчество А. С. Грибоедова.
                Комедия «Горе от ума» — картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Защитники моральных устоев «века минувшего» и молодое поколение в комедии. Чацкий как выразитель взглядов декабристов, его независимость, пылкость и благородство. Просветительские идеи в комедии.
                Черты классицизма и реализма в комедии. Злободневность звучания комедии в XIX в. и в наше время.
                А. С. Пушкин. «К морю», «Узник», «Зимний вечер», «Зимнее утро», «К Чаадаеву», «В Сибирь», «19 октября» (1825), «Мадонна», «Я Вас любил...», «Осень», «Я помню чудное мгновенье...», «Вновь я посетил...», «Пророк», «Поэту», «Поэт и толпа», «Я памятник себе воздвиг...» и др. (4 стихотворения по выбору абитуриента). Повести «Дубровский», «Капитанская дочка». Поэма «Цыганы». Роман «Евгений Онегин».
                Очерк жизни и творчества А. С. Пушкина.
                Лирика. Гуманистическое содержание лирики А. С. Пушкина. Мотивы единства человека и природы, радостное восприятие жизни. Тема дружбы в лирике А. С. Пушкина. Любовная лирика. Вольнолюбивые мотивы в лирике  А. С. Пушкина. Тема поэта и поэзии. 
                Повесть «Дубровский». Мастерство А. С. Пушкина в создании характе¬ров героев. Чистота и благородство отношений Владимира Дубровского и Маши. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправед¬ливости. 
                Повесть «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел в повести. Точность, лаконизм, красота пушкинской прозы. Гринев, формирование его характера и взглядов на исторические события. Образ Маши Мироновой. Автор и рассказчик, отличие их позиций в оценке событий восстания Пугачева.
                Поэма «Цыганы». Картины быта и нравов «детей природы». Темы свободы, воли и рока.
                Роман «Евгений Онегин» — первый реалистический роман в русской литературе. Жанр и композиция романа. Онегин и Ленский. Образ Татьяны. Лирические отступления. Пейзаж в романе. Социально-политические и нрав¬ственно-философские проблемы романа. Образ автора. Богатство и свое¬образие языка.
                В. Г. Белинский о произведениях А. С. Пушкина.
                М. Ю. Лермонтов. «Парус», «Тучи», «Бородино», «Два великана», «Узник», «Ангел», «Выхожу один я на дорогу...», «В минуту жизни трудную», «Смерть поэта», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Дума», «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Прощай, немытая Россия», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Родина» (4 стихотворения по выбору абитуриента). Поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Мцыри». Роман «Герой нашего времени».
                Жизнь и творчество писателя.
                Лирика. Основные мотивы лирики М. Ю. Лермонтова. Пафос вольности и протеста против гнета, чувство одиночества, жажда социальной активности; любовь к Родине; тема любви; тема поэта и поэзии.
                Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Народно-поэтическая основа произведения. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Отношение автора к героям и способы его выражения.
                Поэма «Мцыри». Особенности композиции поэмы. Основное идейное содержание поэмы — любовь к Родине, стремление к свободе. Мцыри как романтический герой.
                Роман «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе. Смысл названия романа. Проблематика и система обра¬зов. Печорин. Сила и одаренность натуры, многогранность и противоречи¬вость характера. Роль композиции в раскрытии характера Печорина. Печорин и Грушницкий. Печорин и Максим Максимыч. Женские образы в романе. Нравственные проблемы в романе.
                В. Г. Белинский о произведениях М. Ю. Лермонтова. 
                Н. В. Гоголь. Комедия «Ревизор». Поэма «Мертвые души».
                Жизненный и творческий путь писателя.
                «Ревизор». История создания комедии. Социальные и нравственные по¬роки чиновничества. Страх перед «ревизором» как основа развития коме¬дийного действия. Мастерство композиции и речевых характеристик Дей¬ствующих лиц (своеобразие диалогов, реплик в сторону, монологов).
                Своеобразие гоголевского юмора.
                «Мертвые души». Особенности жанра и композиции. Путешествие героя как прием воссоздания широкой панорамы общественной жизни России. Обобщающее значение образов помещиков и чиновников (приемы их сати¬рической обрисовки, роль пейзажа, интерьера, портрета, диалогов). Образ Чичикова. 
                Литература второй половины XIX в.
                Расцвет реализма в литературе второй половины XIX в.
                А. Н. Островский. «Гроза», «Бесприданница» (пьеса по выбору абитуриента).
                Очерк жизни и творчества драматурга. 
                «Гроза». Тема «горячего сердца» и «темного царства» в пьесе. Траги¬ческая острота конфликта Катерины с «темным царством». Борьба личности за право быть свободной, жить и любить. Обличение самодурства, грубой силы, невежества.
                «Бесприданница». Власть денег и сила человеческих чувств в пьесе. Судьба «бесприданницы» и трагедия женской красоты в меркантильном обществе. Карандышев и тема «маленького человека» в русской литературе. 
                И. С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». Стихотворения в прозе: «Воробей», «Мы еще повоюем», «Русский язык».
                Очерк жизни и творчества И. С. Тургенева. 
                «Отцы и дети». Нигилизм как знамение времени и болезнь переходных эпох. Базаров в системе действующих лиц. Причины его конфликта с окружающими, его одиночества. Отношение автора к своему герою.
                Стихотворения в прозе. Тематическое разнообразие, связь с контекстом эпохи, философичность, выразительность, лаконизм стихотворений в прозе.
                Н. А. Некрасов. «На улице», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Эле¬гия» (1874), «Давно — отвергнутый тобою...», «Тройка» (4 стихотворения по выбору абитуриента). Поэма «Кому на Руси жить хорошо»: «Пролог», часть первая, «Крестьянка», «Пир — на весь мир».
                Очерк жизни и творчества Н. А. Некрасова.
                Лирика. Отношение поэта к крестьянским детям, тревога за их судьбу. Восприятие города как средоточия противоречий, контрастов, драм. Глубина сострадания поэта своим героям.
                Нравственный идеал поэта — служение делу просвещения и свободы. Идея гражданственности и народности в лирике Н. А. Некрасова.
                «Кому на Руси жить хорошо». Отражение в поэме социальных противо¬речий эпохи. Мастерство поэта в изображении народной жизни. Многообразие крестьянских типов. Сатирические портреты помещиков. Проблемы счастья, долга, смысла жизни.
                М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генера¬лов прокормил».
                «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатира на социальные и нравственные пороки общества. Сатира и юмор в сказке.
                Ф. М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание».
                Жизненный и творческий путь писателя.
                «Преступление и наказание» как философско-психологический роман. Проблематика, конфликт, система образов. Антигуманный смысл теории Рас¬кольникова. Авторское отношение к герою. Петербург в романе. 
                Л. Н. Толстой. Рассказ «После бала». Роман «Война и мир».
                Жизненный и творческий путь писателя.
                Рассказ «После бала». Протест против жестокости, насилия. Проблема моральной ответственности человека за жизнь окружающих и свою судьбу.
                «Война и мир» — роман-эпопея. Главные герои романа: Андрей Болкон¬ский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, Марья Болконская — в поисках смысла жизни. «Мысль народная» в романе Толстого. Народ и личность. Патриотизм в понимании писателя. Место женщины в семье и обществе в понимании           Л. Н. Толстого.


                Русский реализм конца ХIХ — начала ХХ в.в.

                Продолжение классических традиций и поиски новых возможностей реалистического искусства. Взаимодействие реализма с другими творческими методами и направлениями.
                А. П. Чехов. Рассказы «Хамелеон», «Человек в футляре», «Ионыч», «Попрыгунья». Пьесы: «Вишневый сад», «Дядя Ваня» (по выбору абиту¬риента).
                Жизненный и творческий путь писателя.
                «Хамелеон». Осуждение чинопочитания, угодничества.
                «Попрыгунья». Истинные и ложные ценности в рассказе.
                «Человек в футляре». Сатирическое обличение человеческих пороков.
                «Ионыч». Духовная деградация личности и возможности выбора иного жизненного пути.
                «Вишневый сад». Постановка коренных вопросов бытия в пьесе: человек и время; прошлое, настоящее и будущее России. Отношение автора к героям. Черты дельца нового времени в характере Лопахина. Молодое поколение в пьесе. 
                «Дядя Ваня». Поэтизация труда, нравственная чистота и красота человека. Самопожертвование и корыстное существование за счет других. Истинная интеллигентность и иждивенческая позиция.
                М. Горький. Рассказы «Песня о Соколе», «Старуха Изергиль», «Челкаш». Пьеса «На дне».
                Очерк жизни и творчества М. Горького.
                «Песня о Соколе». Композиция рассказа, героический пафос. Эмо-циональность языка, особенности ритма. Образы-символы Сокола и Ужа. 
                «Старуха Изергиль». Романтический пафос рассказа. Смысл сопостав¬ления образов: Лара — Данко — Изергиль. 
                «Челкаш». Проблема нравственного выбора человека в решающий мо¬мент жизни. Гуманность авторской позиции в оценке характеров и судеб героев.
                Пьеса «На дне». Острая критика буржуазной действительности и траги¬ческие судьбы людей «дна». Спор о назначении человека. «На дне» как социально-философская драма.
                И. А. Бунин. Лирика (1—2 стихотворения по выбору абитуриента); проза: «Антоновские яблоки», «Грамматика любви», «Легкое дыхание», «Господин из Сан-Франциско», «Темные аллеи» (по выбору абитуриента). 
                Исповедальный характер лирики И. Бунина. Философские мотивы. Тема Родины и русской природы.
                «Антоновские яблоки». Повествование о конце помещичье-крестьянской Руси, о судьбах России и судьбах народных.
                «Господин из Сан-Франциско». Социально-философская проблематика. «Грамматика любви», «Легкое дыхание». Психологизм рассказов.

                Поэзия конца ХIХ — начала ХХ в.в.

                Особенности русского модернизма. Символизм, акмеизм, футуризм как его важнейшие направления. Их место и роль в литературном процессе Серебряного века.
                А. А. Блок. «Стихи о Прекрасной Даме»; стихотворения из цикла «На поле Куликовом»; «Фабрика», «Незнакомка», «О, весна без конца и без краю...», «О доблестях, о подвигах, о славе», «Россия», «На железной дороге», (4 стихотворения по выбору абитуриента); поэма «Двенадцать».
                Очерк жизни и творчества поэта.
                Основные мотивы лирики А.Блока.
                «Стихи о Прекрасной Даме». Мистическая романтика, мотивы мистичес¬ких предчувствий. Вечная Женственность как символ грядущего обновления России. Обострение внимания к общественной проблематике.
                «На поле Куликовом». Тема исторических судеб России, связей ее настоящего с прошлым и будущим. 
                «Двенадцать». Художественный мир поэмы. Сюжет и конфликт. Герои и автор. Образ Христа. 
                В. В. Маяковский. Лирика: «Послушайте!», «Вам», «Бруклинский мост», «Небоскреб в разрезе», «О дряни», «Прозаседавшиеся», «Письмо Татьяне Яковлевой» (3 стихотворения по выбору абитуриента). Поэмы: «Облако в штанах», «Про это», «Во весь голос» (одна поэма по выбору абитуриента).
                Очерк жизни и творчества В. В. Маяковского.
                Основные темы и мотивы лирики поэта. 
                Сатира В. В. Маяковского, ее связь с традициями русской демократической сатиры. 
                Поэтическое новаторство В. В. Маяковского.
                С. А. Есенин. Лирика: «Край любимый! Сердцу снятся...», «Я покинул родимый дом...», «Закружилась листва золотая...», «Неуютная жидкая лунность», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Заметался пожар голубой...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Собаке Качалова», «Письмо к женщине», «Русь советская» (4 стихотворения по выбору абитуриента).
                Очерк жизни и творчества поэта.
                Человек и природа в лирике С. Есенина. Сострадание и милосердие ко всему живому. Трагическое ощущение надвигающейся ломки в жизни деревни. Предельная искренность и глубокий лиризм стихотворений. Образ Родины и образ времени в поэзии С. Есенина.

                М. А. Булгаков. «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита».
                Очерк жизни и творчества М. А. Булгакова.
                «Собачье сердце». Изображение послереволюционной действительности. «Шариковщина» как социальное и моральное явление. Авторская позиция и способы ее выражения. Традиции Н. В. Гоголя и М. Е. Салтыкова-Щедрина.
                «Мастер и Маргарита». Композиция романа. Оригинальная философская трактовка библейского сюжета. Судьба Иешуа и Мастера. Критическое изображение московской действительности 20—30-х годов. Образ Воланда. Своеобразие булгаковской «дьяволиады» в свете мировой литературной традиции (Гете, Гофман, Гоголь). 
                М. А. Шолохов. «Тихий Дон», «Поднятая целина» (по выбору абитуриента). Рассказ «Судьба человека».
                Очерк жизни и творчества писателя.
                «Тихий Дон» как роман-эпопея. История семьи Мелеховых как отра¬жение социальных катаклизмов эпохи. Судьба Григория Мелехова. Цельность характера. Женские судьбы в романе. Глубина чувств героев.
                «Поднятая целина». Система образов романа. Отражение в романе про¬тиворечий процесса коллективизации. Драматизм и юмор в романе.
                «Судьба человека». Героизм, глубинная доброта Андрея Соколова. Герой-рассказчик и автор-повествователь. Особенности композиции рассказа. Обобщающий смысл рассказа.
                А. Т. Твардовский. Лирика: «Памяти матери», «Слово о словах», «Утро», «Кружились белые березки...», «О Родине», «Жестокая память», «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти Гагарина», «О сущем», «Московское утро», «Нехожен путь...», «На дне моей жизни...» (4 стихотворения по выбору абитуриента). Поэмы «Василий Теркин», «По праву памяти». 
                Очерк жизни и творчества А. Т. Твардовского.
                Лирика. Размышление о настоящем и будущем Родины. Чувство сопри¬частности к истории страны, утверждение нравственных ценностей. Желание понять истоки побед и потерь советского народа. Открытость, искренность и честность поэта в разговоре с читателем.
                Поэма «Василий Теркин». Замысел, история создания, народно-поэти¬ческая основа поэмы. Веселая удаль, жизнелюбие, душевная стойкость, мужество Василия Теркина. Юмор в поэме. Широкая популярность поэмы во время Великой Отечественной войны. Традиции русского народно-поэти¬ческого творчества. Авторские размышления и обобщения в произведении.
                Поэма «По праву памяти». Осмысление поэтом трагических событий прош¬лого, связанных с периодом сталинщины. История и современность в поэме. Лирика и публицистика в поэме. Размышления о судьбах народа, стра¬ны, о труде писателя. Чувство ответственности за настоящее, прошлое и будущее.
                А. А. Ахматова. Стихотворения: «Вечером», «Мне голос был...» («Когда в тоске смертоубийства…»), «Рыбак», «Смятение», «Я не знаю, ты жив или умер...», «Смуглый отрок бродил по аллеям...», «Я пришла к поэту в гости...», «Муза», «Творчество» (3 стихотворения по выбору абитуриента). Поэма «Реквием». 
                Мотивы любви, душевных побед и крушений в лирике А. А. Ахматовой. Традиции народной поэзии и русской классики в ее творчестве. Тема поэта и поэзии. Тема Родины.
                «Реквием». Отражение трагедии личности, семьи, народа в поэме. Тема гуманизма и милосердия. Образ Матери. Евангельские мотивы. 
                Б. Л. Пастернак. Лирика: «Февраль. Достать чернил и плакать!», «Давай ронять слова...», «Снег идет», «Единственные дни», «Любить иных — тяже¬лый крест», «Во всем мне хочется дойти...», «Определение поэзии», «Гамлет», «Быть знаменитым некрасиво», «Рождественская звезда» (3 стихотворения по выбору абитуриента).
                Философская насыщенность поэзии Б. Пастернака. Тема поэта и поэзии. 
                А. И. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор».
                «Один день Ивана Денисовича». Тема трагической судьбы человека в условиях несвободы. Сталинизм как народная трагедия. Своеобразие компози¬ции и языка рассказа.
                «Матренин двор». Трагедия народной жизни и судьба Матрены. Философия жизни и характер героини. Проблема добра и зла.

                Тема Великой Отечественной войны в русской литературе.

                Б. Васильев. «А зори здесь тихие», К. Д. Воробьев. «Убиты под Моск¬вой» (по выбору абитуриента), В. О. Богомолов. «Иван».

                Темы Родины и народа. Человек на войне.

                Утверждение бессмертия воинского подвига.
                Б. Васильев. «А зори здесь тихие». Женщина на войне. Образы девушек-зенитчиц и старшины Васкова. Лиричность и трагизм в изображении героев повести.
                К. Д. Воробьев. «Убиты под Москвой». Проблематика повести. Капитан Рюмин и лейтенант Ястребов. 
                В. О. Богомолов. «Иван». Повесть о разрушенном войной детстве. Мечта героя о добрых человеческих отношениях. Своеобразие композиции повести.

                 

                Проза 70-х — начала 90-х годов.

                В. И. Белов. «Привычное дело», «Плотницкие рассказы»; В. П. Астафьев «Царь-рыба», «Печальный детектив»; Ч. Айтматов «И дольше века длится день», «Плаха»; 
                В. Распутин. «Пожар» (одно из произведений по выбору абитуриента).
                В. И. Белов. «Привычное дело», «Плотницкие рассказы».
                Открытие человека из народа: образ Ивана Африканыча. Философская глубина повести, духовный мир деревни в повседневном, будничном проявлении. Гуманистическая позиция писателя.
                В. П. Астафьев. «Царь-рыба», «Печальный детектив».
                «Царь-рыба». Острая постановка проблем экологии природы и экологии души. Нравственная позиция писателя. Судьбы героев как осмысление места человека в мире. 
                «Печальный детектив». Драматическая судьба борца за добро и правду. Проблема национального характера. 
                Ч. Айтматов. «И дольше века длится день», «Плаха».
                «И дольше века длится день». Философское осмысление прошлого, настоящего и будущего. Человек и природа. Земля и Космос. Национальное и общечеловеческое. Образ Едигея Буранного. 
                «Плаха». Неразрывность судьбы народа и судьбы природы. Социальные истоки зла и жестокости. Библейские мотивы в романе. «Плаха» как философский роман.
                В. Распутин. «Пожар». Размышление о современнике и его жизни, его гражданском мужестве и нравственной позиции. 
                Поэзия 70-х — начала 90-х годов. Н. Рубцов, А. Тарковский, Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Б. Ахмадулина, Б. Окуджава, В. Высоцкий (2 стихотворе¬ния по выбору абитуриента). 
                Проблемно-тематическая и жанрово-стилевая характеристика поэзии, ее нравственные идеалы.